Филиал публичного акционерного общества "Авиационная холдинговая компания "СУХОЙ" "КОМСОМОЛЬСКИЙ-на-Амуре авиционный завод имени Ю.А. Гагарина"

КнААЗ


Экспортный дебют

В 1951 г. заводу в Комсмольске-на-Амуре был поручен серийный выпуск истребителя МиГ-17. По сравнению со своим предшественником новый самолет имел более длинный фюзеляж, новое крыло и оперение с большими углами стреловидности. Однако в целом конструкция самолета была сходна с конструкцией МиГ-15 и мало отличалась от него по технологии производства.

Первые серийные МиГ-17 завод № 126 выпустил в конце 1952 г., когда в сборочном цехе еще собирались МиГ-15бис. В следующем году завод полностью перешел на выпуск новых машин. В 1955 г. началось производство модифицированных МиГ-17Ф, которые строились до 1958 г. Всего в Комсомольске-на-Амуре было построено 1264 истребителя МиГ-17 и 916 МиГ-17Ф – более четверти всех построенных в СССР истребителей данного типа.

Самолеты МиГ-17 несли службу в ВВС, авиации ПВО и авиации ВМФ до начала 80–х гг. За полвека МиГ-17 приняли участие почти в двух десятках войн и многочисленных вооруженных конфликтах. Они широко применялись в ближневосточных конфликтах 1956, 1967 и 1973 гг., но наиболее серьезным испытанием стала для самолета война во Вьетнаме. В первые три года войны именно на долю МиГ-17 выпала основная тяжесть борьбы с американской авиацией. Истребитель состоял на вооружении более 30 стран мира.

Еще в период освоения эксплуатации МиГ-15 стало очевидным, что без создания специального подразделения в структуре завода невозможно обеспечить и успешно решать задачи по гарантийному обслуживанию самолетов и их доводке в строю. Поэтому в июле 1950 г. "для обеспечения договорных обязательств перед Заказчиком по производству работ на машинах по бюллетеням и рекламациям, а также для оказания технической помощи строевым частям в деле освоения материальной части и ремонта...", на заводе был создан отдел эксплуатации и ремонта (ОЭР), впоследствии переименованный в ЭРО. С первых дней своего существования отдел начал интенсивную работу по оперативному вводу в строй неисправных самолетов, оказанию помощи в освоении их эксплуатации, по доработкам, связанным с устранением конструктивных недостатков, трудоемкой модернизацией бортовых систем.

В начале 50-х гг. завод №126 впервые поставил свою продукцию истребители – МиГ-17Ф – за рубеж – в Египет и Алжир. В период 1953-1954 гг. коллектив ОЭР решил сложную и ответственную задачу по обеспечению сборки, облета и гарантийного обслуживания самолетов МиГ-17Ф, поставленных за границу. Для этого к заказчикам командировались специалисты завода, работавшие порой в условиях боевых действий и зачастую в тяжелых климатических условиях.

В 1955 г. на авиационный завод в г. Шеньян (Китайская Народная Республика) была передана документация для лицензионного производства МиГ-17Ф. Именно с этого времени ее надежным партнером стал завод в Комсомольске-на-Амуре. Специалисты завода оказывали техническую помощь китайским коллегам в освоении производства истребителя. Завод поставлял в Шеньян документацию, технологии, копии плазов, шаблонов, сборочную оснастку, специальный инструмент. На заводе №126 прошли теоретическую и практическую подготовку несколько групп китайских специалистов различных уровней.

Помощь комсомольчан оказалась действенной – в июле 1956 г. начались летные испытания китайского варианта истребителя МиГ-17Ф, получившего обозначение J-5. Он выпускался вплоть до 1959 г., часть построенных самолетов была поставлена на экспорт. В 1957-1958 гг. завод оказывал помощь китайским ВВС в освоении эксплуатации китайских J-5.