Филиал публичного акционерного общества "Авиационная холдинговая компания "СУХОЙ" "КОМСОМОЛЬСКИЙ-на-Амуре авиционный завод имени Ю.А. Гагарина"

КнААЗ


Новая эра

Годы интенсивного развития и роста технического уровня авиационного завода в Комсомольске-на-Амуре, связанного с производством различных модификаций самолетов ОКБ П.О.Сухого, позволили предприятию на рубеже 70-х и 80-х гг. освоить выпуск боевого самолета нового поколения - истребителя Су-27.

К работе над Су-27 завод приступил в 1976 г., когда еще полным ходом выпускались различные модификации Су-17. Освоение производства нового самолета потребовало от специалистов и рабочих завода полного напряжения сил. Слишком уж сильно отличался новый истребитель от выпускавшихся ранее машин.

Одной из главных особенностью Су-27 стала его интегральная аэродинамическая компоновка, в соответствии с которой планер выполнялся в виде единого несущего корпуса с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа. Интегральная схема обеспечила существенное повышение аэродинамического качества истребителя и позволяла организовать большие внутренние отсеки для размещения топлива и оборудования. Другой важнейшей особенностью Су-27 была реализация концепции продольной статической неустойчивости самолета на дозвуковых скоростях полета с обеспечением его продольной балансировки в полете посредством автоматики системы дистанционного управления (СДУ).

В конструкции самолета применялись и новые конструкционные материалы. Снизить массу самолета помогло широкое внедрение в конструкцию титановых сплавов и освоение прогрессивных технологий, в первую очередь сварки титановых деталей в среде аргона, механической обработки титановых силовых узлов на металлорежущих станках с ЧПУ, способных развивать большие крутящие моменты при невысоких скоростях резания, а также химического фрезерования, формообразования с эффектом сверхпластичности металла и т.п. Количество новых технологических процессов, подлежащих освоению, исчислялось многими десятками. Постановка и развертывание серийного производства Су-27 потребовали реконструкции и технического перевооружения практически всех цехов основного и вспомогательного производства. Завод пополнился сотнями единиц современного технологического оборудования.

T10-1

Комсомольский-на-Амуре авиационный завод участвовал в программе постройки Су-27, начиная с самого первого опытного экземпляра – самолета Т10-1, поднявшегося в первый полет 20 мая 1977 г. В 1978 г. в производство была запущена опытная партия новых самолетов, которым предстояли длительные и всесторонние испытания конструкции планера и систем бортового оборудования. Они оснащались двигателями АЛ-21Ф-3АИ. Одновременно завод начал постройку двух опытных экземпляров самолета с новыми двигателями АЛ-31ФН самолетов Т10-3 и Т10-4.

Головной экземпляр опытной партии, получивший шифр Т10-5, был готов в июне 1980 г. В 1980-1981 гг. за ним последовали еще 4 машины (для отличия от будущих серийных машин они именовались "Су-27 типа Т10-5"). Всего же, с учетом опытных образцов, собранных на МЗ им. П.О.Сухого из агрегатов, поставленных Комсомольским-на-Амуре авиационным заводом, к 1982 г. было изготовлено 9 летных экземпляров самолета исходной компоновки (7 самолетов с двигателями АЛ-21Ф-3АИ, 2 самолета с двигателями АЛ-31ФН) и два экземпляра для статических испытаний.

T10-2

К концу 1979 г., когда в программе испытаний Су-27 принимали участие уже три опытных самолета, а в Комсомольске-на-Амуре завершалась постройка первых машин опытной партии, в судьбе нового истребителя наступил драматический поворот. Было принято решение отказаться от дальнейшего выпуска самолетов исходной компоновки, полностью перепроектировать истребитель и уже в таком, совершенно новом виде фактически заново запустить его в производство. Дело в том, что еще в 1976 г., когда только строился Т10-1, определился ряд обстоятельств, которые ставили под угрозу выполнение некоторых пунктов технического задания, касающихся требований к летным характеристикам будущего Су-27. Результаты моделирования воздушных боев Су-27 и F-15 (по уточненным данным) также не устраивали специалистов. Несмотря на серьезное противостояние представителей промышленности и заказчика (слишком уж большие затраты были сделаны на освоение выпуска истребителя первоначальной компоновки, а переналадка производства, помимо новых затрат, должна была повлечь и затягивание сроков принятия нового истребителя на вооружение), тяжелое решение было все-таки принято, и к 1980 г. самолет по существу был спроектирован заново. ОКБ им. П.О.Сухого удалось настоять на запуске в серию именно этого варианта, сохранив верность многолетним традициям не сдавать на вооружение посредственных самолетов. Так нелегко рождался Су-27 – самолет, позднее признанный в мире одним из лучших истребителей конца XX века.

T10-5

Вариант самолета с новой компоновкой (заводской шифр – Т-10С) получил новое крыло с прямолинейной передней кромкой, уменьшенной кривизной профиля и прямыми законцовками с пусковыми устройствами для ракет. Элерон и поворотный закрылок уступили место единому органу управления флаперону, а переднюю кромку занял отклоняемый носок. Изменились обводы головной части фюзеляжа и компоновка центральной хвостовой балки, уменьшился мидель фюзеляжа, "облагородились" обводы мотогондол, в которых разместились новые двигатели АЛ-31Ф с верхними коробками приводов. Вертикальное оперение переместилось на силовые балки по обеим сторонам мотогондол, появились подбалочные гребни, улучшающие противоштопорные характеристики. В общем это был уже совсем другой самолет, унаследовавший от предшественника фактически только название – Су-27.

Первый экземпляр обновленного истребителя построили на МЗ им. П.О.Сухого из агрегатов, поставленных Комсомольским-на-Амуре авиационным заводом, в конце 1980 г. В апреле 1981 г. он вышел на летные испытания. Освоение производства Су-27 (Т-10С) происходило параллельно с достройкой самолетов опытной партии – Су-27 типа Т10-5. Их решено было использовать для отработки и доводки системы управления вооружением и другого оборудования истребителя, пока будут изготавливаться и проходить начальный этап летных испытаний первые Т-10С. Тем самым планировалось компенсировать неизбежное отставание по срокам, связанное с необходимостью переналадки производства на выпуск самолета новой компоновки.

Головной серийный Су-27 типа Т-10С, собранный в Комсомольске-на-Амуре, присоединился к программе испытаний истребителя в 1982 г. Он впервые поднялся в воздух с заводского аэродрома Дземги 2 июня 1982 г. В следующем году комсомольский завод поставил еще 9 самолетов, большинство из которых принимало участие в государственных совместных испытаниях.

Первые Су-27 поступили в вооруженные силы Советского Союза в 1985 г., а к концу года началось массовое перевооружение частей истребительной авиации войск ПВО и ВВС на новый тип самолета. Первым новый истребитель освоил истребительный авиаполк ПВО, базирующийся на одном с заводом аэродроме Дземги. Государственные совместные испытания Су-27 завершились в 1985 г. Полученные результаты свидетельствовали о том, что создан действительно выдающийся самолет, не имеющий себе равных в истребительной авиации по маневренности, дальности полета и боевой эффективности. После окончательной отладки всего комплекса БРЭО Постановлением Совета Министров СССР от 23 августа 1990 г. Су-27 был официально принят на вооружение ВВС и авиации ПВО страны.

Всего КнААПО изготовило свыше 600 истребителей Су-27, которые в настоящее время составляют основу истребительной авиации ВВС России, а также ряда стран СНГ – Украины, Белоруссии, Узбекистана и Казахстана.