Филиал публичного акционерного общества "Авиационная холдинговая компания "СУХОЙ" "КОМСОМОЛЬСКИЙ-на-Амуре авиционный завод имени Ю.А. Гагарина"

КнААЗ


Первые шаги

Самолет разведчик Р-6

Правительственное решение о проектировании и строительстве авиационного завода №126 на берегу Амура, под Хабаровском, было принято в начале 1932 г. Приказ об этом 25 февраля 1932 года подписал начальник Главного управления авиационной промышленности Наркомтяжпрома СССР П.И. Баранов. А уже в мае того же года на пароходе "Капитан Карпенко" к пустынному берегу Амура близ нанайского стойбища Дземги, в 9 км вниз по течению реки от села Пермское, прибыл первый отряд строителей завода во главе с начальником стройки К.Р. Золотаревым – преимущественно комсомольцев, мобилизованных из Ленинграда и Ленинградской области.

После неудачного начала строительства, когда осенью 1932 г. труд, вложенный коллективом стройки, был почти целиком уничтожен наводнением, пришлось пересмотреть проект, выбрать новую площадку, удаленную от берега и расположенную на незаливаемых отметках. На подготовку стройки на новом месте было затрачено больше года.

18 июля 1934 г. был заложен первый камень в фундамент главного механического корпуса завода. Вскоре начальником строительства был назначен К.Д. Кузнецов – незаурядный организатор и руководитель.

Почти ровно через год был пущен первый цех завода – инструментальный. К ноябрю 1935 г. один за другим вступили в строй большинство производственных и вспомогательных цехов. Одновременно осуществлялось комплектование кадров рабочих и специалистов из числа мастеров и производственных рабочих действующих самолетостроительных заводов. Инженерно-технический состав комплектовался, главным образом, из выпускников высших и средних учебных заведений Москвы, Ленинграда, Харькова, Воронежа, Запорожья. Параллельно с вводом в эксплуатацию производственных объектов шла подготовка к выпуску первой продукции завода – самолета-разведчика Р-6 конструкции А.Н.Туполева.

Изготовление КР-6 проходило в условиях острой нехватки технологического оборудования и оснастки, не хватало квалифицированных рабочих. Тем не менее, для коллектива завода освоение серийно отлаженного самолета, который к 1936 г. как боевой уже устарел, дало возможность освоиться с производством первой для него авиационной продукции. К 1 мая 1936 г. упорный труд коллектива увенчался победой: первый самолет был собран.

Программа выпуска КР-6 на заводе в Комсомольске-на-Амуре завершилась сборкой всего 20 машин. Тем не менее самолет оставил заметный след в истории авиации. С середины 1937 г. в ВВС стали поступать более совершенные машины, а большинство Р-6 "демобилизовались" и стали служить в ГВФ и Главсевморпути. В 1937г. в ходе создания первой дрейфующей станции "Северный полюс 1" экипаж
П.Г. Головина выполнил на таком самолете первый полет над Северным полюсом. В годы войны Р-6 и КР-6 применялись в основном для вспомогательных операций: связи, снабжения партизанских баз, в качестве учебных. Большая прочность и высокая надежность планера позволили отдельным машинам дожить до апреля 1945 г.

За 1936 г. коллектив завода вырос почти в 3 раза – с 715 до 2012 человек. К этому времени в составе завода работало уже 20 цехов, в т.ч. механический (№1), фюзеляжный (№2), плоскостной (№3), бако-капотный (№4), сборочный (№5), заготовительно-штамповочный (№13), слесарно-сварочный (№14) и другие.