Филиал публичного акционерного общества "Авиационная холдинговая компания "СУХОЙ" "КОМСОМОЛЬСКИЙ-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина"

КнААЗ


Самолеты сверх плана

К началу Великой Отечественной войны завод № 126, подчинявший народному комиссариату авиационной промышленности, работал уже 5 лет. На заводе трудились 8 220 человек (в соответствии с отчетом директора завода за 1941 г.). Большую часть составляли рабочие – 5 728 человек; инженерно-технический персонал завода насчитывал 1 368 чел. В оставшееся число входили служащие, младший обслуживающий персонал (подсобные рабочие) и военизированная охрана.

Руководил заводом Дмитрий Александрович Тимофеев, назначенный директором перед войной, в 1940 году. Это был человек сложной и интересной судьбы. Коренной москвич, из семьи наемных рабочих, начал свою трудовую деятельность в 14 лет учеником слесаря на одной из фабрик Москвы. Без отрыва от производства окончил сначала Московский вечерний рабочий техникум, а потом и Московский вечерний рабочий институт. Работал на авиационном заводе № 22 в Москве – сначала мастером в цехе окончательной сборки, затем – инженером отдела технического контроля, возглавлял ОТК, летно-испытательную станцию, ремонтно-эксплуатационный отдел, принимал участие во всех заводских и государственных испытаниях продукции завода. В 1937 году его назначают ответственным руководителем подготовки материальной части экспедиции на Северный полюс. Он участвовал в высадке И.Д. Папанина, будучи инженером экспедиции и бортмехаником самолета Н-169 И.П. Мазурука. За участие в этой экспедиции был награжден орденом Красной Звезды. Затем в течение 8 месяцев участвовал в розыске самолета ГСС Леваневского. В 1938 году Д.А. Тимофеев был избиран депутатом Верховного Совета РСФСР, а в феврале 1939 года - начальником 5-го Главного управления НКАП на Дальнем Востоке. Вскоре главк был ликвидирован и Д.А. Тимофеев приступает к обязанностям директора завода № 126 в Комсомольске-на-Амуре. Его непосредственными помощниками были главный инженер завода Павел Павлович Ковалевский и парторг завода Василий Тимофеевич Романов.

…С 1938 года завод выпускает самолет ДБ-3 – дальний бомбардировщик конструкции С.В.Ильюшина. Постоянная работа над совершенствованием самолета ДБ-3, ОКБ С.В. Ильюшина создало его модификации, предназначенные для выполнения боевых задач в различных условиях. Так появились ДБ-3б – основной вариант бомбардировщика, ДБ-3Т – торпедоносец. В 1940 году новая модификация – ДБ-3Ф. Новая машина имела более мощные двигатели (выше скорость и потолок), усиленное вооружение, улучшенную бронезащиту, могла нести увеличенную бомбовую нагрузку до 2700 кг. Была полностью изменена носовая часть фюзеляжа (кабина штурмана) – удлиненная, остроносая, с большей площадью остекления. Первые серийные ДБ-3Ф поднялись в воздух с заводского аэродрома в январе 1941 года. В серийном производстве самолет получил обозначение Ил-4 (март 1942 года). 

С началом войны план по производству самолетов был увеличен в несколько (2,6) раз. Завод перешел на режим военного времени: двухсменная работа, 12-ти часовой рабочий день без выходных. Руководство завода в кратчайшие сроки разработало и внедрило ряд мероприятий, которые помогли перестроить работу предприятия на военный лад. Прежде всего, был принят суточный график сдачи самолетов по боевой готовности. Решающим фактором успешной работы стало внедрение поточно-стендового метода агрегатно-сборочных цехах и цехе окончательной сборки. В короткие сроки была налажена сборка боевых машин на конвейерной линии с пульсирующим движением. Это стало основным организующим началом ритмичной работы всего завода. Были созданы поточные линии внестапельной сборки консолей крыла, мотоотсеков, фюзеляжа с перемещением на специальных тележках. Вынесение на верстачную и внестапельную сборку монтажей и слесарно-клепальных работ позволило ликвидировать трудоемкие операции в закрытых местах. Этот принцип организации сборочных работ, принятый в те далекие годы, сохранился на многие десятилетия. 

Производительность труда с началом войны была резко увеличена. Согласно отчету директора о работе завода за 1941 год в первом полугодии завод выпустил 82 самолета, втором полугодии – уже 303 боевых машины.

С первых дней войны на заводе было широко развернуто стахановское движение. Создаются фронтовые ударные бригады, появляется движение двухсотников, трехсотников и даже тысячников. Это означало, что нормы сдачи готовой продукции перевыполнялись рабочими на 200, 300 и 1000 %. Чтобы достичь таких результатов, рабочим приходилось работать на нескольких станках одновременно – растет многостаночное обслуживание (работать сразу на 2-3-х станках считалось нормой), совмещать профессии, экономить металл и горюче-смазочные материалы. Главным лозунгом тех дней стали слова «Прошу считать себя мобилизованным как воина Красной Армии». Заводчане дают обязательство работать по-фронтовому, не покидать своих рабочих мест, не выполнив повышенных сменных заданий.  

…В августе 1941 года в стране развернулось патриотическое движение по сбору средств в фонд обороны. На митингах трудящиеся завода постановили: ежемесячно отчислять в фонд обороны однодневный и двухдневный заработок. Многие вносили наличные деньги или перечисляли из своих сбережений. Было собрано 1 203 700 рублей на постройку самолетов. Заводчане получили телеграмму Сталина со словами благодарности.

Благодарственную телеграмму Сталина получил и персонально одни из работников завода – слесарь И.М. Хохлов, лично перечисливший значительную сумму на постройку самолета. Эта телеграмма и сегодня хранится в Экспоцентре завода:  

«Примите мой привет и благодарность Красной Армии, Иван Михайлович, за вашу заботу о воздушных силах Красной Армии. И. Сталин».

 В сентябре 1941 года в цехах и отделах был начат сбор теплых вещей для воинов действующей армии. На склад завода поступило более 4 тысяч вещей: полушубки, валенки, ватные брюки и фуфайки, шапки, свитера, комплекты теплого нательного белья, рукавицы.

А в ноябре комсомольская организация проявила новую инициативу – начать сбор средств на постройку звена бомбардировщиков «Дальневосточный комсомолец». Рабочие, ИТР, служащие на собраниях решили отчислить на постройку звена от 10 до 15% своего ноябрьского заработка.

Завод делал самолеты и на средства, собранные у населения. Эти самолеты шли сверх плана: «Амурский комсомол», «Комсомол Приморья», «Комсомол Молдавии», «Дальневосточный чекист» - названия были написаны на бортах самолетов.

По материалам, предоставленным Экспоцентром КнААЗ, подготовила Марина Левина.
Крылья Советов. № 2, 2015 год.